Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАНДР И ЕРМЕЙ
49, С. 401-402 опубликовано: 3 августа 2022г.


Содержание

НИКАНДР И ЕРМЕЙ

Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас
Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас

Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас
[Ермий; греч. Νίκανδρος κα ᾿Ερμείας (῎Ερμαιος)] (I в. (?)), священномученики (пам. 4 нояб.). Н. был епископом г. Миры Ликийские, Е.- пресвитером в том же городе. Сохранились неизданное пространное Мученичество Н. и Е., возможно, содержащее важные подробности и детали (BHG, N 2295), а также краткие синаксарные сказания, на основании к-рых и составлены все последующие заметки в др. агиографических справочниках.

Согласно источникам, Н. и Е. были обращены в христианство ап. от 70 Титом, учеником ап. Павла. Вероятно, отличались глубокой верой и мн. др. добродетелями, т. к. Н. был рукоположен Титом во епископы г. Миры Ликийские, а Е. удостоен священнического сана. Оба являлись горячими проповедниками евангельского учения и обратили ко Христу множество язычников. Вскоре они были схвачены и приведены на суд к комиту (градоначальнику) Мир Ликийских Ливанию. Тот долго пытался склонить Н. и Е. к отречению от веры, но, поняв, что не достигнет цели, приказал привязать мучеников к буйным коням. Палачи долго гоняли коней, так что тела привязанных мучеников обагрились кровью. Но эта смертельная для всех, кто ей подвергались, пытка не привела Н. и Е. к гибели. Увидев, что святые живы, Ливаний приказал бросить их в темницу и морить голодом и жаждой. Однако Господь чудесным образом укрепил мучеников и исцелил их раны. Разъяренный правитель велел строгать их тела железными орудиями, затем бросить в раскаленную печь, но Ангел Господень остудил ее. Тогда обезумевший от бессильной злобы Ливаний велел вбить мученикам гвозди в голову, в сердце и в живот. Еще живых их бросили в яму и засыпали землей - так мученики предали души Господу.

Из визант. стишных Синаксарей память Н. перешла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 28-29) и позже вместе с двустишием и кратким сказанием была включена в славянские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 13-14). Сказание о Н. и М. вошло в Великие Минеи-Четьи митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 182).

Частицы мощей Н. хранятся в монастыре Святая Лавра (Калаврита) (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 225).

Ист.: SynCP. Col. 191; MartRom. P. 499; ActaSS. Nov. N 2. P. 225-226; ЖСв. Ноябрь. С. 76.
Лит.: Sauget J.-M. Nicandro, vescovo, ed Ermeo, presbitero // BiblSS. Vol. 9. Col. 851; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 350; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 52.
О. Н. А.

Гимнография

В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. и Е. упоминаются 4 нояб. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. и Е. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 27; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295-299) - под 4 нояб. содержится служба Н. и Е., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна.

Такое же по составу богослужебное последование Н. и Е. (отличается только тем, что цикл стихир иного гласа) назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306): служба Н. и Е. соединяется с последованием прп. Иоанникию Великому (его память имеет в этот день приоритет) и будничной службой Октоиха (см.: Там же). В южно-италийском Мессинском Типиконе 1131 г. на 4 нояб. назначается торжественая служба прп. Иоанникию; память Н. и Е. не зафиксирована.

В древнейших редакциях Иерусалимского устава 4 нояб. память Н. и Е. отмечается вместе с памятью прп. Иоанникия; службы святым соединяются с будничной службой Октоиха (см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32; Типикон сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 55б - 56а).

В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. приоритет имеет память прп. Иоанникия; Н. и Е. указан лишь канон на утрене.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 нояб. не отмечено к.-л. праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба Н. и Е. назначается на повечерии: указан общий отпустительный тропарь 4-го гласа     кондак 2-го гласа      . Такие же указания содержатся в московских Типиконах 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г., лежащем в основе совр. Типикона РПЦ, устав службы 4 нояб. изменился, так что служба Н. и Е. стала совершаться вместе со службой прп. Иоанникию и будничной службой Октоиха: на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 3 стихиры прп. Иоанникию и 3 стихиры Н. и Е., указан отпустительный тропарь Н. 4-го гласа     на утрене поются 3 канона: из Октоиха, прп. Иоанникию, Н. и Е.; по 3-й песни канона исполняются седальны святым.

Богослужебное последование Н. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь Н. 4-го гласа Κα τρόπων μέτοχος̇ (   ; Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 43), 4-го гласа     (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 75), канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Χορο ᾿Ισραήλ̇ (  ), нач.: Σεπτῶν ᾿Αθλητῶν, σεπτὴν ορτήν (    ), цикл стихир-подобнов, седален.

В рукописях сохранились песнопения в честь Н. и Е., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа      (Амфилохий. Кондакарий. С. 92 (доп. пагинация); этот же кондак печатался в московских Типиконах 1610, 1633 и 1641 гг.); канон, составленный, вероятно, Феофаном Начертанным, с акростихом Νίκανδρον αἰνῶ μαρτύρων μέγα κλέος (Никандра восхвалю мучеников великую славу) 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ (   ), нач.: Νικητικὰ σήμερον βραβεῖα Νίκανδρος (Победную днесь награду Никандр) (Ταμεῖον. Σ. 78); циклы стихир-подобнов; седален; ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1939. Τ. 38. Σ. 107-108; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295).

Е. Е. Макаров
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Священномученики Греческих Православных Церквей Гимнография священномучеников Никандр и Ермей [Ермий] (I в. (?)), священномученики
См.также:
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
АНАСТАСИЙ II СИНАИТ (ок. 550 - сент. 609), Патриарх Антиохийский (с 599), сщмч. (пам. 20 апр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
АСИНКРИТ сщмч. (пам. греч. 19 и 20 июня)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
АФИНОДОР (IV в.), сщмч. Египетский (пам. греч. 2 марта)
ЕЛЛАДИЙ сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая)